Art Gallery

Портал для творческих людей       OksanaS200974@mail.ru        Mail@shedevrs.ru

 

Поиск по сайту

Погода в Омске

Яндекс.Погода
Сейчас 127 гостей онлайн

купить картину

Яндекс.Метрика

Мы в контакте


Вкус PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 20
ХудшийЛучший 
Словарь художника

ВКУС (церк.-слав. въкусъ от "куси́ть", заимств. из готск. kausjan) — способность к наслаждению, ощущению, чувственному, эмоциональному восприятию действительности. Например: вкушать радости жизни.

Наличие у человека вкуса определяет возможность эстетического отношения к миру. Отсутствие вкуса писатель А. Франс считал "самым большим грехом, единственным, не подлежащим прощению".

Вкус — прирожденное качество, но он может развиваться и воспитываться. "Эстетический — доступный чувственному созерцанию; выполненный со вкусом". Развитие, совершенствование вкуса предшествует эстетической и художественной деятельности. Поэтому выражение "о вкусах не спорят" справедливо лишь в том смысле, что вкус — данное человеку природой свойство и он индивидуален, субъективен. Но это определение недостаточно, поскольку "зачаточный" вкус отдельных людей вследствие общения между собой, с природой, произведениями искусства с неизбежностью впитывает вырабатываемые обществом эстетические представления, этические нормы и правила поведения.

"При всем разнообразии вкусов существуют общие принципы, единообразно присущие человеческой природе". Поэтому вкус, имея чувственную основу, включает и моменты рационального мышления, хотя и отличается от всех других форм эстетического сознания своей целостностью, спонтанностью и синкретичностью.

"Знаток вкусов" эпохи французского Просвещения Д. Дидро писал, что вкус — это "дар распознавать прекрасное, достоинства и недостатки так же быстро, как это происходит при дегустировании изысканной пищи. Вкус предшествует размышлению, он склонен к наслаждению... Гурман моментально распознает все оттенки; знаток, лишь бросив взгляд, сразу видит соединение грубости с изяществом, смешение стилей, недостаток формы, он почувствует отвращение к банальности и пошлости, поверхностности эклектики и однообразию стилизации... Подобно тому, как плохой вкус, — пишет Дидро, — в физическом смысле услаждается лишь слишком пикантными и слишком изысканными приправами, плохой в искусстве удовлетворяется лишь украшениями".

Показательно, что противопоставление "хорошего" и "дурного" вкуса было возведено в степень стилистических категорий в "споре о древних и новых" — сторонников Классицизма и приверженцев Барокко в XVII столетии.

В XVII—XVIII вв. словом "вкус" называли те или иные проявления художественного стиля. К примеру, говорили: произведение выполнено "в греческом вкусе" или "в готическом вкусе".

Исторически "чувствительность к прекрасному" прогрессирует вместе с развитием искусства, и, хотя она "дополняется рассудительностью", "норм вкуса" не существует. В то же время воспитание вкуса необходимо. Так же как для развития речи следует изучать литературу, для развития культуры слуха — осваивать основы музыкальной грамоты, точно так же для воспитания чувства формы, цвета и пространства нужно иметь опыт работы с красками, учиться рисованию и лепке.

Эстетический вкус, безусловно, составляет основу художественного мышления, но не тождествен ему, поскольку для художественного творчества нужен особый дар. Воспитанные многолетним трудом и опытом индивидуальный вкус, чувство стиля, манера работы художника служат основой стилистической критики, оценки и атрибуции произведения искусства.

Индивидуальный вкус знатоков, эстетов, элиты неизбежно отделяется от инертных вкусов неискушенной публики, недостаточно эстетически образованных людей. Поэтому и появляется проблема "хорошего", или "высокого", и "дурного, низкого" вкуса, их взаимодействия, эстетического воспитания и "подтягивания" массовых вкусов до уровня профессионального элитарного сознания. Однако парадокс ситуации и терминологический нонсенс как раз и заключаются в том, что не может быть низкого или второсортного вкуса: либо он есть, либо его нет.

Преобладание рационального, логического мышления, прагматического и техницистского сознания также тормозит развитие вкуса, связанного с чувственной, эмоциональной сферой психики. Люди могут спорить о вкусах всю жизнь, но если у человека нет вкуса — он не художник и не поэт, и красота для него существует лишь теоретически.

Вкус, как и воля к творчеству, движет науку, политику, философию; из вкусовых пристрастий вырастают мнения, представления, идеи, концепции. В конечном итоге все основано на вкусе к жизни.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

© 2011/2017 - Шедевры Омска. Все права защищены.