Art Gallery

Портал для творческих людей       OksanaS200974@mail.ru        Mail@shedevrs.ru

 

Поиск по сайту

Погода в Омске

Яндекс.Погода
Сейчас 180 гостей онлайн

купить картину

Яндекс.Метрика

Мы в контакте


Штрих (штриховка) PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 50
ХудшийЛучший 
Словарь художника

 

ШТРИХ (ШТРИХОВКА)

 

ШТРИХ (нем. Strich от лат. Strictus — "сжатый, узкий, тесный") — изобразительное средство графического искусства.

Совокупность линий различной толщины, направления и плотности. В отличие от точки, линии или сплошной заливки пятном, с помощью штриха можно моделировать объемную форму, передавать пространственные, тональные и светотеневые отношения.

Штрих может быть прямым, наклонным, перекрестным, он имеет собственную направленность и экспрессию.

Техника работы штрихом называется штрихованием, результат ее применения — штриховкой. Если же направленность и структура штриха не выявлены, а, напротив, замаскированы, например при работе мягким карандашом, углем, сангиной, такой прием называют тушёвкой или лавировкой.

Штриховка в отличие от тушевки имеет свои ярко выраженные особенности. Опытный рисовальщик может достичь только ею передачи всех тональных и материальных свойств натуры. При этом он пользуется разнообразными по следу карандаша на бумаге штрихами — прямыми и изогнутыми, короткими и длинными, накладывающимися друг на друга в несколько слоев. Следовательно, под штриховкой следует понимать приемы нанесения тона штрихами. Направление штриховки в рисунке очень существенно. Направленными по форме предмета штрихами можно добиться объемности и, наоборот, бессистемно накладываемыми форма разрушается, изображение покрывается бесформенными пятнами.

Штрих используют в рисунке пером, а также в гравюре по металлу и дереву. Как утверждал В. А. Фаворский, штрихом в гравюре — чёрным по белому — можно выразить не только пространственные отношения изображения, но также временную последовательность событий и даже (условно, опосредованно) цветовые отношения.

Мелкая, частая штриховка в итальянском искусстве называется траттеджа. Для классической резцовой гравюры эпохи Итальянского Возрождения характерен штрих в одном направлении, моделирующий форму за счет толщины линий. Для рисунков и гравюр эпохи Барокко более органична перекрестная штриховка, позволяющая художнику разнообразно моделировать свет, тень, объем, пространство, фактуру и текстуру изображаемых предметов. Классические техники ксилографии (гравюры на дереве) подразделяются на обрезную (продольного штриха), черноштриховую (чёрным штрихом по белому фону), белоштриховую (белым по чёрному), поперечную, или торцовую, гравюру (когда художник работает штрихом свободно во всех направлениях).

Андерс Цорн

В рисунке карандашами различной твердости, используя бумагу разной фактуры, в литографии — камень разного "корешка", художник может добиваться разнообразных впечатлений. Возможности штрихового офорта открывали французские импрессионисты и художники нормандской школы.

Виртуозом штрихового офорта был шведский художник Андерс Цорн, он вообще отказался от контурной линии и "строил" форму одним штрихом.

Штриховые линии могут быть длинными, короткими, толстыми по желанию рисующего, постепенно и плавно переходить в тонкие, едва заметные «паутинки».

Пластические качества динамической штриховой линии при умелом пользовании открывают богатые художественно-творческие и технические возможности. Они способны придавать изображению объемно-пространственные качества. Различная толщина штриховых линий в световой и теневой частях объемной формы позволяет передать глубину пространства.

Множество параллельных или перекрещивающихся штриховых линий создают так называемое штриховое тональное пятно требуемой силы.

Наряду с линией штрихи используются в процессе первоначальной разработки композиции.

Штриховка – приём нанесения тона штрихами, линиями и  точками. Штриховка - это нанесение штрихов той или иной толщины и силы нажима, а, значит, и степени затемнения на том или ином расстоянии друг от друга. Они могут быть прямыми и кривыми, короткими и длинными, накладываться друг на друга в несколько слоев. Тогда получается своеобразная сетка из штрихов.

Штриховка Линии можно проводить с большим нажимом в начале штриха, и почти не касаясь в конце.

Штриховка

Линии можно проводить равномерно.

Расстояния между штрихами могут быть не одинаковыми. К примеру, его можно увеличивать с каждой следующей линией, или наоборот - уменьшать.

Штриховка

На один слой штриховки можно наложить еще один. Это позволит увеличить контраст и более четко обозначить тени. С помощью изменения плотности, направления и толщины штриха второго слоя можно добиться разных эффектов затенения.

И таких слоев может быть столько, сколько Вам надо.

Кроме того, штриховка может быть направлена не только вдоль прямой линии, но и по каким-то изогнутым контурам. Этот подчеркивает геометрические формы объекта.

Чаще всего штриховка бывает мелкой, и, глядя на рисунок в целом, не бросается в глаза, но ее можно и укрупнить так, чтобы она хорошо выделялась.

Остриём карандаша, удерживаемого тремя пальцами, быстро наносят близко друг от друга раздельные или соединённые в зигзаг тонкими волосными линиями штрихи. Направление этих штрихов (вертикальное, горизонтальное и наклонное) определяется движением поверхности изображаемого предмета, её структурой, формой, размерами и прочим. Направление штрихов служит активным элементом изображения: оно может зрительно изменить размеры и форму предмета.

В силу того что штриховка наклонными линиями оказывает меньшее воздействие на восприятие размера, а также в силу лёгкости её нанесения правой рукой, она стала наиболее употребительной из всех видов штриховки. Её наносят движением руки справа-сверху влево-вниз, следя за параллельностью штрихов, их одинаковой светлотой и равенством интервалов между ними. Такую штриховку называют параллельной.

Перекрёстную штриховку (cross-hatching) получают нанесением нескольких слоев параллельной штриховки. Направление штрихов каждого слоя слегка изменяется, чтобы в результате образовалась ромбоидальная сетка, придающая заштрихованной фигуре движение и трепетность. Штриховку левыми наклонными линиями используют в особых случаях потому, что выполнение её правой рукой затруднительно. Для получения ровного тона на ранее нанесённые слои штриховки накладывают ещё один слой избирательной штриховки, то есть им повторно покрывают только светлые места и доводят их до тона тёмных пятен штриховки.

Из этого метода можно выделить грубую и свободную штриховки, различающиеся расстоянием между штрихами: меньшим или большим.


Идея круговой штриховки состоит в рисовании очень крошечных кругов, которые накладываются и переплетаются. Создание тона может быть довольно утомительным, но результаты того стоят. Этот метод штриховки является лучшим для передачи реалистичной структуры кожи. Используйте лёгкий нажим и создавайте тон.



 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

© 2011/2017 - Шедевры Омска. Все права защищены.