Art Gallery

Портал для творческих людей       OksanaS200974@mail.ru        Mail@shedevrs.ru

 

Поиск по сайту

Погода в Омске

Яндекс.Погода
Сейчас 204 гостей онлайн

купить картину

Яндекс.Метрика

Мы в контакте


Шарж PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 9
ХудшийЛучший 
Словарь художника

Шарж (от франц. charger - преувеличивать, нагружать, тождественному по значению и происхождению с итальянским caricare, от которого карикатура) - изображение действительности, преувеличенное до неправдоподобия с комическими целями.

Пронизанный добродушным юмором или более язвительной сатирой, так называемый дружеский шарж – это портретное изображение, в котором при определённом внешнем сходстве гипертрофированно обособлены самые характерные черты модели. Разновидность карикатуры.

Шарж прежде всего воспроизводит действительность; подобно всякому художественному изображению, он отбирает характерные черты действительного явления и заставляет эти черты выступать с большей отчетливостью, чем это имеет место в жизни. В этом смысле, можно сказать, шарж идеализирует действительность. Но, чтобы выставить на вид ее смешную сторону, шарж идет дальше: он подчеркивает характерные черты, но в той только степени, в какой это необходимо для того, чтобы оттенить их - он преувеличивает их до неправдоподобия.

Смешное вообще опирается на известную разницу между готовым представлением о явлении и той случайной формой, в которую, по тем или иным причинам, оно отливается в данном случае. В шарже эта разница увеличивается намеренно - и смех вызывают именно неожиданные размеры преувеличения. Когда говорят, что парижская пожарная команда приезжает на место пожара через пять минут после его начала, лондонская - через две минуты, а казанская - за пять минут до пожара, то смех вызывают именно размеры преувеличения, превосходящие ожидание.

Подобно карикатуре, шарж оперирует с представлениями, уже готовыми в уме воспринимающего; он переносит мысль в мир неправдоподобный, условный, но подчиняющийся особым законам, им самим для себя предначертанным. В этом смысле шарж может быть назван стилизацией действительности, ее ирреальных, но по-своему законосообразным воплощением. Когда рассказывают, что известный французский слесарь X. так хорошо и быстро открывал секретные замки, что они открывались от одного его взгляда, или когда у Чехова кондуктор три раза подряд будит принимающего в промежутках морфий пассажира, то и для автора, и для читателя совершенно очевидно, что дело происходит за пределами действительности; но читатель принимает законы этой особой, неправдоподобной действительности, предложенные ему автором.

Ясное представление о художественной форме шаржа затуманивается тем смыслом, который это слово часто имеет в обиходе: шаржем называют - с оттенком неодобрения - всякое, особенно в комическом роде, художественное преувеличение, свидетельствующее об отсутствии чувства меры.

Различают следующие виды шаржа:

  1. Портретный — когда рисуется только чей-либо портрет.
  2. Сюжетный — создается определенный сюжет с поступками, увлечениями какого-то лица.
  3. Групповой — изображается сразу несколько человек, причем они объединены на рисунке общей идеей.
  4. Предметный — когда изображается с юмором какой-либо предмет, например, любимый автомобиль или компьютер.
  5. Шаржи на животных — с юмором рисуются домашние любимцы.
Часто объединяют шаржи и карикатуры. Но это не совсем так.

Шаржи, действительно, произошли от карикатур, которые гротескно подчеркивают, несколько преувеличивая, определенные черты какого-то человека, группы людей или их действий. Но, в отличие от карикатуры, которая более иронична, может быть социально или политически острой, шарж — добродушен, он скорее похож на дружескую усмешку, которая ставит своей целью порадовать человека, рассмешить его и, может быть, задуматься над собой. Шарж также отличается от комиксов — целой серии юмористических рисунков на определенную тему, связанных единым сюжетом.

«Шарж — это не просто плохо нарисованный портрет с длинным носом. Это сумма знаний о человеке, предмете, явлении, выраженная в их отрицательных качествах через нарушение пропорций так, чтобы в конечном счете постройка рисунка была стройна и гармонична в своих искажениях. Композиция для шаржа и карикатуры обязательна». (Д. Моор).

Д. Моор был блестящим рисовальщиком и автором многочисленных шаржей. Он считал, что шарж — это обнаружение главного, клеймо популярности. Шарж сродни эпиграмме, пародии: эпиграммой увлекались многие русские литераторы, а художники рисовали шаржи, впрочем, бывало и наоборот.
Шарж как самостоятельный жанр самоопределился в середине XIX в., когда появились «люди-головастики». Считалось смешным, если художник соединял большую голову и маленькое туловище.

Талант Оноре Домье поднял шарж на качественно новый уровень, он стал явлением искусства, ибо смог показать многие, тщательно скрываемые, стороны натуры человека, вообще и политика, в частности, хитрость, злоба, глупость, жадность, беспринципность (серия «Карикатюрана», «Люди юстиции» и т.д.). Эти сатирические литографии из группы «злых» шаржей, когда художник пытается разоблачить дурное и заклеймить порок. Политический шарж в принципе не может быть «добрым», ибо этих деятелей всегда есть за что критиковать. Если дружеским шаржем можно «погладить по головке» человека из мира искусства, то политик «всегда не прав» и его деяния всегда заслуживают осмеяния для пользы — общества и его собственной карьеры.

Качество и форма политического шаржа менялись с развитием графического искусства вообще и полиграфического, в частности. Сейчас политический шарж — обязательный элемент первых полос крупнейших газет, украшение журналов.

Накал политического шаржа происходит в годы кризисов или войн, но тогда он высмеивает чаще противника, делая акцент не на его «человеческом» лице, а на лице «политическом» — это, конечно, в первую очередь президенты, главы парламентов, министры иностранных дел, т.е. люди, олицетворяющие политику. Перечислять их не имеет смысла, они меняются, появляясь зачастую, лишь для того, чтобы карикатуристы не сидели без работы. Так, в 1990-е годы периодическую печать многих стран мира заполонили политические персонажисерии «Кто есть кто» американца Лури. Лишь некоторые из них, действительно, великие люди, которые останутся в памяти народов — в том числе и в образах, созданных карикатуристами.

Жанр шаржа требует большого художественного и жизненного опыта. Если шарж предназначен для широкой публики, то объект должен быть всем известен. Это политические деятели или мастера культуры. Их рисовать легче еще потому, что суть их деятельности — творчество. Шарж чаще всего вовсе не осмеивает, а освещает героя доброй улыбкой, делает известного человека ближе простым людям.

В российской альбомной графике 1830-х годов выделялись рисунки П. Челищева. «Сходство, манеры, поза — все было так мастерски схвачено, что каждый тотчас узнавал себя». Интересно и то, что художник в своих работах никогда не искажал лицо. Любили рисовать друг на друга шаржи лицеисты, особенно отличался П. Яковлев, оставивший потомкам карикатурные образы А. Пушкина, К. Кюхельбекера и других.
Представители великой русской литературы XIX в. отразились в полной мере в кривом зеркале шаржа точно так же, как и деятели Серебряного века. Художники группы «Мир искусства» С. Чехонин, М. Добужинский, Ю. Анненков и другие внесли свой вклад в искусство политического шаржа, создав незабываемые образы царя и его министров.
После разгрома неудавшейся революции 1905—1906 г. «сатира на лица» сошла на нет, усилия переключились на литераторов, артистов,художников. Серия «История русской литературы» была напечатана Ре-Ми в «Сатириконе» в 1908 г. Её герои: Л. Андреев, С. Городецкий, М. Кузмин, П. Боборыкин. М. Арцибашев и другие. Московских художников, участников знаменитых «Сред», которые просуществовали тридцать пять лет благодаря стараниям В. Шмаровина, «увековечили» в шаржах Н. Клодт и Д. Моор. Петербуржцы же оказались персонажами оригинальной «Азбуки» «Мира искусства» в виде юмористических акварелей с эпиграммами, созданной М. Добужинским. Образцы профессионального шаржа дали художники-завсегдатаи кабаре «Бродячая собака» и «Приют комедиантов» в Петербурге, а также создатели уникального альманаха «Чукоккала», который начал свою 55-летнюю жизнь в 1914 г. К наиболее известным мастерам шаржа относятся: О. Домье, Л. Бернини; русские – В. А. Серов и Б. М. Кустодиев,  а также – Б. Е. Ефимов, В. Н. Дени, Д. С. Моор, И. И. Игин, Ф. П. Решетников и пр.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

© 2011/2017 - Шедевры Омска. Все права защищены.