Art Gallery

Портал для творческих людей       OksanaS200974@mail.ru        Mail@shedevrs.ru

 

Поиск по сайту

Погода в Омске

Яндекс.Погода
Сейчас 181 гостей онлайн

купить картину

Яндекс.Метрика

Мы в контакте


Разбавители PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 8
ХудшийЛучший 
Художественные материалы

 

РАЗБАВИТЕЛИ

 

Разбавителями называют жидкие вещества, хорошо растворяющие смолы и масла (связующие вещества) и вводимые в красочную пасту для снижения вязкости.

Разбавителями масляных красок являются органические растворители, способные к сравнительно быстрому испарению.

Разбавители для художественных масляных красок и лаков, как следует из названия, служат для разбавления красок и лаков в процессе работы, а также используются для вспомогательных нужд (мытье кистей, палитр и т.д.).

Разбавители представляют собой жидкости, относящиеся к классу растворителей.

Разбавители добавляют в краски и лаки для изменения их физических свойств, например, для уменьшения вязкости краски. Это достигается благодаря способности разбавителей полностью растворять пленкообразующее вещества – масла, смолы, а также функциональные добавки. Таким образом, художник может с помощью разбавителей корректировать свойства красок и лаков.

Для живописи используются разбавители двух видов: терпены (эфирные масла) – природные углеводороды (пинен, скипидар) и углеводороды нефтяного происхождения (уайт-спирит).

Разбавители для живописи обладают невысокой токсичностью. Они довольно быстро испаряются. Этим они существенно отличаются от нелетучих масел, которыми также пользуются для разбавления масляных красок.

В книгах о материалах для живописи можно встретить такие названия разбавителей, как венецианский терпентин, страсбургский терпентин, а также нефтяное масло. Здесь необходимо дать пояснения. Сам по себе терпентин не может быть разбавителем, так как терпентин – это живица, смолистое вещество, выделяющееся при повреждении хвойных деревьев. Терпентин состоит из смолы и эфирного масла – скипидара. В качестве разбавителя для живописи используется именно скипидар, т.е. эфирное или терпентинное масло. Таким образом, венецианский терпентин и страсбургский терпентин – это скипидары (терпентинные эфирные масла), получаемые из разных сортов лиственниц, произрастающих в Италии и Франции.

По аналогии с эфирными маслами, по – видимому, было названо и нефтяное масло, являющееся на самом деле бензиновой (легкой) фракцией нефти. Бензиновая фракция нефти, используемая в качестве разбавителя, является продуктом фракционной перегонки в диапазоне температур 150-200°С. Нефтяным же маслом в нефтепереработке называется продукт фракционной перегонки в температурных пределах 300-600°С (тяжелая фракция).

В продаже и сегодня можно встретить разбавители с названиями терпентин и нефтяное масло, поэтому рекомендуется внимательно читать на этикетке состав и происхождение продукта.


Эфирные масла

В качестве разжижителей густых паст художественных красок и как растворители смол и масел в приготовлении лаков для живописи применяются  эфирные масла.

Из эфирных масел наибольшее применение имеют: русский скипидар, французский скипидар, спиковое масло, лавендуловое, гвоздичное,розмариновое, эфирные масла копайского канадского и сибирского бальзамов, а также терпентины.

Эфирные масла широко используются в парфюмерии благодаря их приятному запаху, а также в медицине и технике. Они легче воды и не растворимы в ней, летучи. Эфирные масла получаются перегонкой с водяным паром или извлечением спиртом и эфиром из цветов, листьев и семян растений и смол хвойных деревьев, отличающихся сильным запахом.

Эфирные масла обыкновенно бесцветны или слегка желтоваты, хорошо растворяются в спирте, бензоле или уайт-спирите, ксилоле и жирных маслах.

Из числа химических свойств эфирных масел следует отметить их легкую окисляемость кислородом воздуха. При действии воздуха и более энергичных окислителей происходит почти полное осмоление эфирных масел вследствие присутствия в их молекулах двойных связей.

Как и из каких веществ образуются эфирные масла в растениях, пока еще не выяснено. Видимо, они связаны со смолами, — эти последние образуются за счет окисления эфирных масел.

Содержание эфирных масел в растениях сильно варьирует и изменяется от 20% до сотых долей процента.

При обыкновенной температуре эфирные масла представляют жидкости. Температура кипения эфирных масел колеблется в достаточно широких пределах, но вообще масла перегоняются от 140 до 260°.


В прошлом художники иногда предварительно растирали свои краски со скипидаром и потом уже на палитре смешивали их с каким-либо связующим веществом густой консистенции.


При употреблении эфирных масел, состоящих главным образом из пинена, высыхание красок значительно ускоряется за счет поглощения кислорода и окисления эфирных масел. Медленно улетучивающиеся эфирные масла, состоящие из компонентов с высокой температурой кипения, задерживают высыхание растительных масел, но способствуют более равномерному и спокойному образованию твердого слоя краски.


При правильном подборе состава и количества эфирных масел, а также в зависимости от характера пигментов и связующего вещества можно достигнуть по желанию ценных качеств художественной масляной краски.


Почти все эфирные масла смешиваются с жирными маслами и являются прекрасными растворителями природных смол. Свойства эфирных масел настолько подходят для этого, что ни один растворитель не может быть с ним сравним.


Эфирные масла обладают способностью легко проникать в нижележащие слои масляных красок. Это свойство эфирных масел весьма ценно, особенно в том случае, если письмо продолжается после длительного перерыва и уже образовавшегося твердого и плотного красочного слоя.


Кроме того для разжижения густых красок, приготовляемых на сгущенных маслах, требуется добавление жидких разбавителей, — в этом случае целесообразно применять эфирные масла.


Также целесообразно, чтобы не перегружать пасту жирными маслами, вводить в краски испаряющиеся эфирные масла, имеющие в этом отношении лишь временное назначение. Введение эфирных масел, медленно улетучивающихся, повышает эластичность красочного слоя.

Многие эфирные масла склонны к полимеризации с образованием высококипящих, не способных перегоняться смолистых веществ. Легко протекают эти процессы в условиях повышенной температуры, действия кислорода воздуха, света, влаги, кислой среды и других различных катализаторов.

В качестве разбавителей для живописи также используются эфирные масла некоторых растений, представляющие по химическому составу смесь углеводородов ряда терпенов – лавандовое, спиковое.

Эфирные масла - душистые, легко летучие вещества, содержащиеся в различных частях растений, главным образом в цветках, листьях, плодах. Эфирные масла получают из растительного сырья перегонкой с водяным паром.

При использовании эфирных масел замедляется высыхание масляных красок, так как эфирные масла лишь отчасти улетучиваются, а главным образом, окисляются за счет кислорода воздуха и переходят в смолистые вещества.

Скипидар претерпевает изменения под влиянием окиси алюминия, находящегося во многих пигментах — синем кобальте, крапплаке, природных земляных и др.

Скипидар живичный (терпентинное масло) представляет собой продукт переработки сосновой живицы. Это сложная смесь, состоящая в основном из моно и бициклических терпеновых углеводородов. Скипидар - прозрачная, почти бесцветная жидкость, обладающая характерным сосновым запахом. При наличии воздуха и света скипидар осмоляется и превращается в густую, желтую массу. В связи с этим не рекомендуется применять скипидар в качестве разбавителя для живописи в чистом виде.

Пинен (Pinus - сосна (лат.) – продукт очистки скипидара от «смолистых» остатков. Пинен практически не подвержен осмолению и пожелтению. Он растворяет все смолы, применяемые для производства современных лаков для живописи.Составляет главную составную часть почти всех эфирных масел, дает с серой сернистые соединения, конденсирующиеся в смолу. Присутствие серы в свободном состоянии не исключено в кадмиевых красках, ультрамарине и киновари. Во влажном воздухе пинен образует кристаллический продукт — собрелол, часто покрывающий наружные стенки стеклянных бутылок со скипидаром. В живописи надо пользоваться только качественным скипидаром, полученным из бальзама хвойных посредством перегонки.

После долгого хранения, особенно в открытом виде, скипидар следует вновь ректифицировать.

Пинен и нопинен, внося кислород воздуха в связующее краски, ускоряют ее высыхание и играют гомогенизирующую роль, благодаря чему красочный слой приобретает эластичность и отвердевает по всей толще.

При употреблении сгущенного скипидара, сильно окисленного на воздухе, происходит потемнение красок, а при введении избыточного количества скипидара в масляные краски получается матовый вид живописи и часто прожухание масляных красок, нанесенных на полотно. Поэтому скипидар требует к себе большого внимания как со стороны предприятий, производящих его, так и со стороны художников-потребителей.

Производятся три вида скипидаров: живичный, или бальзамовый, получаемый посредством перегонки продуктов подсочки сосны и ели; осмольный, или пневый, получаемый перегонкой или экстрагированием; печной — при сухой перегонке смолья.

Живичный, или бальзамовый, скипидар, выпускающийся заводом под названием «разбавитель № З», наиболее ценный и выше качеством других видов скипидара. Он наиболее богат пиненом, состав его более или менее постоянен, в отличие от скипидаров 2-й и 3-й групп.

Главной особенностью наших скипидаров является способность их вследствие присутствия карена чрезвычайно интенсивно окисляться, — этим наш скипидар выгодно отличается от французского, что очень ценно при использовании его в масляной живописи.

Лавендуловое масло, добываемое у нас в Крыму, — часто бесцветно, иногда слегка желтоватое или желто-зеленое, приятного запаха. Лавендуловое масло содержит преимущественно терпен с высокой температурой кипения — выше 200° С и по составу эфирных масел мало устойчивых к щелочам (могут быть расщеплены щелочами на составные части). При отсутствии в своем составе пинена лавендуловое масло может быть отнесено к веществам, задерживающим высыхание масляных красок.

Лавандовое масло — эфирное масло, содержится в цветущих соцветиях лаванды узколистной (Lavandula angustifolia), произрастающей во многих странах Европы, в Канаде, США, России, Молдове, Крыму. Лавандовое масло — подвижная бесцветная или жёлто-зелёная жидкость горького вкуса, обладающая запахом свежих цветов лаванды с оттенком древесины. Масло лаванды растворимо в этаноле. Оно применяется для разведения масляных красок. Лавандовое масло используется художниками редко в силу своей дороговизны, а также из-за быстрого осмоления.

Спиковое масло -  получается водной перегонкой целых растений благовонного колоска (Lavandula Spica), дикорастущего в южной Европе и северной Африке. Спиковое масло представляет собой светло-желтую подвижную жидкость со свежим камфорно-травянистым запахом. Химический состав спикового масла сильно отличается от состава масла обычной лаванды. Русские живописцы использовали его с конца 18 века для изготовления лака и в качестве разбавителя масляных красок. Спиковое масло не производится сейчас в промышленных масштабах в силу малодоступности сырья и дороговизны. Температура кипения 160—260° С, состоит из камфары, борнеола, камфена, пинена, терпинела, цинеола (10%), линалоола и гераниола. Борнеол, несмотря на высокую температуру кипения, при обыкновенной температуре летуч. Терпинеол неустойчив на свету и воздухе, цинеол очень устойчив. Камфара благодаря близости температуры плавления и высокого молекулярного веса легко поддается возгонке, отчего лак частично теряет блеск. Борнеол при окислении превращается в камфару. Кавказское и крымское спиковое масло имеют следующий состав: камфары 20,9—25%, цинеола 56,2—58,9%.

По качеству спиковое масло считается ниже лавендулового и применяется преимущественно теми из художников, которые избегают запаха скипидара.  Спиковое масло не испаряется так скоро и полностью, поэтому для живописи оно оказывается более ценным. Некоторые предприятия по производству художественных красок выпускают целую серию связующих веществ со спиковым маслом.

Розмариновое масло, добываемое в Крыму, имеет следующий состав: пинена 30%; камфена 20%; цинеола 10%; камфоры 7%; борнеола 18,8%; сесквитерпена 8%. По свойствам розмариновое масло приближается к бальзамному скипидару и к спиковому маслу.

Пихтовое масло - фракция эфирного масла сибирского пихтового бальзама с температурой кипения 155—164° С, составляющая почти 50% масла, содержит l пинен, l камфен и нопинен, т.е. вещества, обладающие сильными окисляющими свойствами, которые могут быть использованы в живописи как разбавители красок и растворители масел и смол. При употреблении эфирного масла в целом высыхание красок происходит равномерно по всей толще красочного слоя, но медленнее, с образованием более эластичной пленки, обеспечивающей лучшую сохраняемость произведений изобразительного искусства. Покрытие лаком, приготовленным из сибирского пихтового бальзама со скипидаром, оказывает смягчающее действие и при образовании пленки на поверхности картины.


Кроме эфирных масел хорошими разбавителями являются уайт-спирит и ксилол.

Уайт-спирит - продукт прямой перегонки нефти, представляет собой смесь жидких углеводородов, в основном алифатических, кипящую в пределах 150—200°С, содержащую до 16% ароматических углеводородов (бензол, толуол, ксилол). Уайт – спирит примерно соответствует тому продукту, который давно был известен художникам под названием «петроль». Это бесцветная прозрачная жидкость с запахом, напоминающим запах керосина. Запах уайт-спириту в основном придают содержащиеся в нем ароматические углеводороды. Бесцветная жидкость, обладает способностью растворять связующее масляных красок и не так быстро испаряется, что имеет положительное значение для художественных красок.

Ксилол получается из каменноугольной смолы, прозрачная и бесцветная, не смешивающаяся с водой жидкость слабого запаха, хорошо растворяет смолы, масла и др. и применяется в качестве разбавителя масляных красок. Температура кипения ксилола—138—142° С, удельный вес — 0,857.

 

Виды разбавителей

Ассортимент разбавителей для живописи, представленный в торговой сети, разнообразен:

Разбавитель № 1 - смесь живичного скипидара и уайт-спирита в соотношении 1:1. Производители: «ЗХК», «Гамма». Применяется для разведения художественных масляных красок, рельефных паст, для смывания красок с полотен, палитры и мытья кистей.

Разбавитель №2 представляет собой уайт-спирит - погон нефти, фракция, образующаяся между тяжелым бензином и керосином.  Для разведения лаков разбавитель № 2 не применяется, так как у него низкая растворяющая способность и большая проницаемость, чем у пинена. Производители: «ЗХК», «Гамма». «Уайт-спирит», производитель: «Maimeri». Применяется для разведения художественных масляных красок, для смывания красок с полотен, палитры и мытья кистей.

Разбавитель №3, производитель: «Гамма». Представляет собой высококипящую фракцию бензина – уайт-спирит очищенный от ароматических углеводородов, которые обуславливают характерный неприятный запах разбавителей. Из-за отсутствия в составе этого разбавителя ароматических углеводородов несколько снижается его растворяющая способность по сравнению с уайт – спиритом. Применяется для разведения художественных масляных красок, для смывания красок с полотен, палитры и мытья кистей. Необходимо заметить, что отсутствие запаха в этом разбавителе не уменьшает его токсичность. При работе с ним следует соблюдать все те же меры предосторожности, как и при работе с уайт-спиритом. Разбавитель слабопахнущий, производитель: «ЗХК». Разбавитель без запаха, производитель: «Maimeri».

Разбавитель №4 (пинен). Вещество с высокой растворяющей способностью и малым испарением представляет собой продукт ректификации скипидара живичного, при которой отделяются осмолившиеся части скипидара. Пинен окисляется значительно меньше, чем скипидар, которым не рекомендуется пользоваться в живописи из за склонности к пожелтению и осмолению. При смешивании с красками уменьшает их консистенцию. Пинен используют как разбавитель красок и лаков в процессе живописи. При разбавлении красок пиненом понижается их блеск, со временем желтеет умеренно.

Разбавитель для художественных масляных красок. Производитель: «ЗХК». Представляет собой раствор отбеленного рафинированного льняного масла в уайт-спирите с добавлением сиккатива. Разбавитель используется для разведения художественных масляных красок.

Разбавитель «Тройник». Производитель: «ЗХК». Классическая композиция, издавна применяемая многими художниками. Представляет собой раствор уплотненного отбеленного рафинированного льняного масла и даммарного лака в скипидаре. Разбавитель используется для разведения художественных масляных красок.

Разбавитель «Лавандовое масло», производитель: «Maimeri». Применяется для разведения художественных масляных красок.


Правила применения растворителей


  • Пользоваться разбавителями следует с определенной осторожностью, из-за их проницаемости сквозь микротрещины в грунте, и еще осторожнее при работе на "тянущем" грунте.

  • Также чрезмерное разбавление красок разбавителями может вызвать разрушение красочного слоя - растворение связующего красок, что делает их рыхлыми и непрочными. В то же время разбавители, обладая проницаемостью, способствуют проникновению уплотненных масел между красочными слоями и в поверхностный слой грунта, упрочняя живописный слой.

  • Применение разбавителей в технике масляной живописи в ряде случаев приносит существенную пользу. Так, например, в смеси с уплотненным маслом разбавитель способствует проникновению его в такие поры грунта, куда одно масло проникнуть не могло бы. При этом усиливается связь наносимого слоя масляной краски с грунтом. Однако применять разбавители следует с большой осторожностью. Избыток разбавителя в краске может привести к рыхлости, пожуханию и, в, конечном счете, осыпанию красочного слоя.

  • При написании картин возникает необходимость нанесения нового красочного слоя поверх уже затвердевшего. Для улучшения сцепления между этими красочными слоями затвердевшую поверхность красочного слоя предварительно обрабатывают разбавителем. Пинен в этом случае обладает большей активностью, чем уайт – спирит.

  • Следует учитывать, что многие краски при добавлении к ним разбавителей светлеют, однако после испарения разбавителей цвет их обычно вновь возвращается к первоначальному цвету.

  • Вредно также использовать случайные разбавители, например керосин или скипидар, предназначенные для технических целей, например для разбавления строительных красок. Это приведет к почернению масляной живописи и другим нежелательным последствиям.

  • Разбавители осветляют некоторые краски, но после испарений краски опять приобретают свойственный им цвет.

  • Кроме этого, установлено, что незначительные добавки пинена (разбавителя № 4) к некоторым краскам улучшает оптические свойства лессирующих и полулессирующих красок.

  • Добавлять масло в краску следует лишь при необходимости и в ограниченном количестве.

  • Не следует вводить масло в подмалевок.

  • Медленно сохнущие краски следует разбавлять только лаками.

  • Для разбавления быстро сохнущих красок следует применять уплотненное масло № 1 или № 2.

  • Количество вводимого лака в краску не должно быть чрезмерным во избежание хрупкости живописного слоя.

  • Разбавитель № 1 и разбавитель № 4 склонны при соприкосновении с воздухом быстро окисляться, мутнеть с выпадением осадка и желтеть.

  • Хранить разбавители следует в плотно закрытых флаконах.

  • Не следует забывать, что все разбавители в определенной степени огнеопасны и токсичны и требуют при хранении и применении мер предосторожности!


 


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

© 2011/2017 - Шедевры Омска. Все права защищены.