Art Gallery

Портал для творческих людей       OksanaS200974@mail.ru        Mail@shedevrs.ru

 

Поиск по сайту

Погода в Омске

Яндекс.Погода
Сейчас 190 гостей онлайн

купить картину

Яндекс.Метрика

Мы в контакте


Жёлтый цвет, жёлтые краски PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 39
ХудшийЛучший 
Цветоведение

ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ

 

ЖЁЛТЫЙ ЦВЕТ — один из семи основных тонов хроматического ряда, спектра солнечного света.

Дополнительный цвет к  фиолетовому. В системе тональностей соответствует ноте "ми", достаточно высокой, но не самой звонкой. Считается также, что по "звучанию" желтый ассоциируется со звуком, означаемым буквой "б" (звуку "а" соответствует красный). Отсюда следует многообразная символика желтого цвета в истории искусства. В то же время желтый вместе с красным ("до") и голубым ("соль") составляет триаду цветов, служащую основой искусства живописи.

Желтый цвет теплый, он ассоциируется с солнцем, теплом и светом, а также с цветом золота.

Многие божества изображаются желтым цветом.

В древнем Китае желтыйцвет императора и императрицы.

Золотисто-желтый в разных культурах традиционно связывался с завистью, ревностью (по ассоциации с желчью); он самый пронзительный и, по определению Й. В. Гёте, "вызывает досаду".

С красноватым оттенком — цвет червонного золота — символизирует достоинство, мудрость, зрелость.

Иуда, по традиции, изображается в бледно-желтых одеждах.

В буддийском искусстве золотисто-желтым представляют Будду, а желтое одеяние буддийских монахов, как и цветок крокуса, символизирует отказ от мирских желаний.

В традиционном искусстве Индии желтый означает свет, жизнь, истину и бессмертие и так же, как и у американских индейцев — Запад, страну заходящего Солнца.

В христианской иконографии желтый цвет замещает золото — символ Божественной красоты, величия истины.

В аллегориях четырех темпераментов — желтый, цвет льва, связывается со стихией огня и темпераментом холерика.

Желтый цвет обладает наибольшей экспрессивностью. Недаром этот цвет более других любил В. Ван Гог, живописец, работавший на пределе психических возможностей человека.

Желтым цветом "мучился" В. В. Кандинский, живописец-абстрактивист. В 1913 г. вместе с композитором Ф. Гарманом он создал сценическую композицию "Желтый звук".


ЖЕЛТЬ, ЖЁЛТЫЕ КРАСКИ — общее название красителей желтого цвета.

В античности использовался аурипигмент (от лат. aurum — "золото" и pigmentum — "краска") — пигмент золотистого цвета, получаемый из соединений мышьяка и серы. Этот ядовитый краситель применяли и в  Средневековье. При значительном содержании мышьяка он назывался   минералом реальгаром (франц. от арабск. réalgar), его добывали в горах Богемии и Венгрии.

Реальгар дает оранжево-красный цвет, близкий красному хрому. В Греции похожий краситель именовали "арреник" (греч. arrenikon — "мужской").

Древние греки получали золотистую краску из бычьих желчных пузырей.

Минерал барий в соединении с солями хромовой кислоты также дает интенсивные минеральные красители лимонно-желтого цвета. Недостатком этих красок является то, что под действием света они могут постепенно перерождаться в зеленые соединения хрома.

Двуокись свинца (пережженные свинцовые белила) дает ярко-желтую краску. На Руси ее называли "блягиль" (через польск. Blajgiel из нем. Bleis — "свинец" и gelb — "желтый"). Иначе — желть (праслав. žьltъ; греч. cholos — "желчь, желчный пузырь").

Желтые красители органического происхождения добываются из бархатного дерева, из травянистого растения — желтой резеды (лат. reseda luteola), высушенные листья которой имеют ярко-желтый цвет. В 1832 г. французский химик М. Э. Шеврёй выделил из этого растения красящее вещество лутеолин. Это вещество растворяется в спирте и используется для окрашивания и шелковых и шерстяных тканей.

В 1851 г. получен краситель ауреолин (лат. aureolin — "золотистый"). Он состоит из соединения азотисто-калиевой и азотисто-кобальтовой солей, растворяется в воде и поэтому может быть использован как пигмент масляных красок и в технике акварели. Ауреолин непрочен в соединении с цинковыми белилами, но светостоек в акварели. Другое название этой краски: желтый кобальт (нем. Kobaltgelb).

Желтые тона различных оттенков, от светлых до оранжево-золотистых, дают пигменты из натуральных глин — "земляные краски". Соединение раствора  железного купороса с "известковым молоком" под действием воздуха приобретает ярко-желтый цвет. Такую краску называют желтым марсом.

Глинозем в смеси с водной закисью железа также создает желтый цвет.

Различные хромовосвинцовые соли дают яркие лимонно-желтые тона. Живописцы эпохи Северного Возрождениявенецианской и богемской школ обычно использовали свинцово-желтую краску (сернокислый свинец).

В XVII в. чаще применяли свинцово-оловянную либо неаполитанскую желтую(нем. Neapelgelb). Эта краска была известна в Италии еще в XV в. под названием giallolino (итал., "желтая цвета льна"). Ее добывали поблизости от Везувия, из вулканических пород, содержащих минерал гётит (окись железа с кварцем). Гётит (нем. Goethit), иначе "игольчатая железная руда", минерал красно-бурого цвета, назван в честь немецкого поэта и естествоиспытателя Й. В. Гёте, давшего его описание. Тон неаполитанской краски мягок, от охристо-золотистого до розоватого; ею обычно писали обнаженное тело — карнацию "телесный цвет".

Искусственным способом неаполитанскую желтую приготавливают из азотно-свинцовой соли и сурьмы. Гидрат окиси железа (гётит) входит в состав охр. С 1809 г. применяется "кассельская желтая" (от наименования немецкого г.Касселя), состоящая из хлористых соединений свинца. Лимонного тона"минеральная желтая" краска получается из соединений серы и окиси ртути.

Краску, близкую по составу неаполитанской желтой, используют в росписифарфорафаянса и стекла. Интенсивные лимонно-желтые пигменты производят из солей бария, цинка, свинца, сернистого кадмия, стронция.

Хромовокислый барий называют желтым ультрамарином, он дает светло-лимонный тон, светлее, чем у цинковой желтой. Но эту краску нельзя смешивать с неаполитанской желтой и с кобальтовыми красками.

К органическим красителям относится пигмент, добываемый из высушенных пестиков цветка шафрана (лат. crocus sativus), произрастающего в Средиземноморье, в Испании и на юге Франции. Издавна он применялся в Иране и Армении для окрашивания тканей. Известен также "индийский шафран" интенсивного желтого цвета.

В XIX в. многие органические красители желтого цвета называли английской "викторианской краской", или "фосфином" ("светоносной" от греч. phosphaino — "слепить"). Такие краски экспортировали из Англии. Главный недостаток "виктории" — слабая светостойкость, поэтому с распространением к концу XIX в. анилиновых красителей "английская желтая" применялась реже.

Другие красители: "виктория зеленая" — щавелевая соль (хлористоводородная соль с хлористым цинком) и "виктория синяя" — пигмент, содержащий соль хлористого цинка. Все эти красители разводятся водой при нагревании и применяются для окрашивания шерстяных, шелковых и хлопчатобумажных тканей.


АУРИПИГМЕНТ, АВРИПИГМЕНТ, АРРЕНИК, ОПЕРМЕНТ (лат. auripigmentum от aurum — "золото" и "pigmentum" — краска) — минерал, двусернистый мышьяк золотистого цвета. Название получил в античную эпоху по сходству с цветом золота. Как и сандарак, использовался для получения  лимонно-желтой краски. Существовало поверье, что из этого минерала можно добыть настоящее золото. Греческое название арсеникон, или арреник (arsenikon, arrenikon — "мужской"), возможно, связано с этим. Аурипигмент привозили в Грецию и Рим из Персии. Недостаток краски заключается в том, что мышьяк чернеет в соединении со свинцовыми белилами. На Руси эта краска была известна под названием "аврипигмент" или искаженными "урипиментъ, оперментъ, орпиментъ", иначе — желть, каменка, ледцанка. В XVIII в. появилась ее разновидность — реальгар.

АННАГЕЛЬБ, АННАГРЮН (от нем. Anna и gelb — "желтый"; Anna и grün — "зеленый") — разновидность опалового цветного стекла желтого и зеленого оттенков, изготавливающегося с 1742 г. в г. Полубны, Чехия, в качестве бижутерии — имитации полудрагоценных камней. Стекло было изобретено богемским мастером Йозефом Ридлем и названо им в честь жены Анны.

БЕЙГЕЛЬБ (искаж. нем. beigelb — "желтоватый") — желтый цвет,  желто-охристая краска, близкая бежевой.

БЕРГГЕЛЬБ (нем. Berggelb от Berg — "гора" и gelb — "желтый") — минеральный краситель желтого цвета.

КРОН (нем. Kron) — общее название красителейминеральных пигментов на основе соединений хрома. Чаще под этим названием имеется в виду желтый крон, хромово-свинцовая соль. Эта краска обладает хорошей светостойкостью и кроющей способностью. В зависимости от различных добавок получают крон-оранж (светлую оранжевую краску) и крон-рот (нем. rot — "красный"). В смеси с берлинской лазурью желтый крон (нем. Krongelb) дает яркий зеленый цвет.  Желтый крон называют иначе "английской желчью", или "английской землей".

МАССИКАТ, МАССИКОТ (франц. Massicot, от лат. Massicus — гора в северо-западной Кампании, ныне Monte Massico) — желтая свинцовая краска, получаемая из руды в этой местности. Позднейшая ассоциация, по сорту красного массийского вина из этой области, — красный цвет.

МЕЛАНТЕРИЯ (греч. melanteria) — черная краска. Иногда этим термином называют также желтую краску, поскольку на поверхности залежей железного купороса (из которого получают черную краску) образуется сернокислая окись железа — пигмент желтого цвета.

"ПОСЛЕДНИЙ ВЗДОХ ЖАКО" (франц. jacquot — "серый попугай") — оттенок желтого цвета, "желто-рыжий", близкий палевому. Попугай "жако" — дымчато-серого цвета, поэтому столь странное название, распространенное в России в первой трети XIX в., имеет следующее объяснение: "По наблюдениям любителей попугаев, цвет глаз этой птицы в последние минуты жизни становится желтовато-коричневым".

"РАЙСКАЯ ПТИЧКА" — название ярко-желтого цвета, распространенное в конце XVIII — начале XIX в. Объяснение таково: этот цвет похож на цвет крылышек и хвоста райских птичек (как будто их кто-нибудь видел; возможно, имеется в виду канарейка).

РАУШГЕЛЬБ (нем. Rauschgelb, от Rausch — "опьянение, упоение" и gelb —"желтый") — желтая краска, интенсивного, насыщенного тона. По химическому составу — двусернистый мышьяк. Ядовита. Отсюда название, появившееся в Средневековье. В античности такая краска известна под названием аурипигмент, или арреник. На Руси — желть, каменка, ледцанка, рахгиль, или ражгиль (искаж. раушгельб). Близкое название — реальгар.

САНДАРАК (греч. sandarake, от др.-инд. candraraga — "имеющий блеск луны") — в античности так называли минерал реальгар (франц., от арабск. realgar) —сернистый, или красный, мышьяк, который встречается в природе в виде кристаллов яркого жёлтого или оранжево-красного цвета. Сандарак использовали для приготовления красителей желтого цвета. Близкий минерал — аурипигмент. Сандараком также называли свинцовый сурик. Древнеримский писатель Плиний Старший (23—79 гг. н. э.) подробно описывает технологию получения "псимития", или свинцовых белил (лат. psimytion, из греч. psimythion, от psilos — "пустой, голый, бесцветный"), из свинца с уксусом. Прокаливанием свинцовых белил получают вещество пепельного цвета, а пережиганием при высокой температуре — пигмент рыжеватой окраски, который называли сандик (жженые белила). Позднее сандараком по сходству окраски стали называть другое вещество — желтую смолу можжевелового дерева семейства кипарисовых. Из этой смолы перегонкой получают бесцветный спиртовой лак для масляной живописи.


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

© 2011/2017 - Шедевры Омска. Все права защищены.